Клезмеры возвращаются в Галичину!
15 июля в концертном зале им. С.Людкевича Львовской областной филармонии с большим успехом прошел концерт международной клезмерской группы участников 11-го фестиваля «Клезфест в Петербурге», совершавшей турне по Западной Украине. В концерте приняла участие любимая львовской публикой талантливая вокалистка Саша Сомиш. По просьбе редакции она поделилась своими впечатлениями.
Санкт-Петербург называют окном в Европу. Для львовской публики он отныне еще и ворота в мир современной клезмерской музыки: ведь именно в Санкт-Петербурге был организован первый на постсоветском пространстве международный фестиваль традиционной еврейской музыкальной культуры. Вот уже 11 лет проводится он в белые ночи, собирая еврейских музыкантов со всего мира — от Лос-Анджелеса до Гомеля, от Бродвея до Бендер. И затем по доброй традиции отправляет лучших участников в концертный тур.
В этом году, благодаря поддержке «Хэсэда-Арье», счастливый билет выпал древнему Львову, чьи улицы хранят надписи на идиш и помнят звуки старинной клезмерской скрипки. Встреча эта оказалась радостной и волнующей не только для львовян, но и для гостей. Музыканты были в восторге и от неповторимого города, с достопримечательностями которого их ознакомила экскурсовод Татьяна Сукоркина, и от роскошного зала Львовской филармонии, и от забавно-трогательной афиши, выполненной нашим мастером на все руки Вадимом Куриловым, и от прекрасного инструмента — рояля «Стенвей», который по достоинству оценила много повидавшая пианистка-виртуоз из Молдовы Сюзанна Гергус.
А львовяне, в свою очередь, были в восторге от музыкантов, каждый из которых — яркая, незаурядная личность. Как, например, оценить игру на кларнете Геннадия Фомина из Харькова? Это же фейерверк виртуозности, сочетание высокого академизма и точного клезмерского стиля, в котором чувствуется и еврейская хохма, и азарт, и, самое главное, — тонкая и богатая душа музыканта. А скрипка москвича Алексея Розова! Кажется, что инструмент и исполнитель это единое целое — гармоничное и завораживающее. Ефим Черный (Кишинев) и Евгения Лопатник (Харьков) — не только золотые еврейские голоса, но и авторы замечательных песен, творящие современную музыку идишкайта. Они пленили зрителя высочайшим исполнительским мастерством, актерской выразительностью и неподдельной любовью к клезмерской музыке. (Между прочим, именно благодаря триумфальному выступлению дуэта Ефима Черного и Сюзанны Гергус во Львове в прошлом году стала возможной организация этого концерта.) Имена юной певицы Марии Цейтлин из Петербурга, чье серебряное пиано околдовало зал, скрипача Давида Чернявского из США, аккордеониста Ильи Шнейвейса из Риги наверняка украсят страницы новейшей истории клезмерской музыки.
Для нас с Танечкой Кисленко было огромным счастьем работать с этими талантливейшими музыкантами, учиться у них, быть их коллегами.
А сколько «добрых волшебников» клезмерского праздника остается за кадром! Это и художественный руководитель «Клезфеста» Евгений Хаздан — великолепный музыкант и организатор; и чета Френкель (Алик и Лика) — директор и администратор фестиваля; и Майкл Альперт — всемирно известный автор и исполнитель клезмерской музыки, лидер мирового клезмерского ренессанса, который подготовил нашу концертную группу в Питере. Во Львове их усилия поддержали сотрудники «Хэсэда» Борис Паин и Ирина Белоус, вдохновленные директором фонда Адой Диановой.
Восторженные, нескончаемые аплодисменты многочисленной публики были лучшей наградой за труды всем этим чудесным, талантливым людям и залогом того, что «клезмерский прорыв» во Львове только начинается, что впереди нас ждет множество встреч с величайшими мастерами этого жанра.
Но многое зависит и от нас. От того, будем ли мы готовы воспринимать новое, бороться со сложившимися стереотипами, не только оплакивать прошлое, но и улыбаться будущему, верить в то, что наша клезмерская музыка — это достояние мировой культуры, интересное не только евреям.
…На следующий день после концерта во время экскурсии по Львову мы зашли в знаменитое кафе «Пiд синьою пляшкою» на улице Русской и услышали… аудиозапись еврейской хоры, исполненной на скрипке. Работники кафе сами толком не знали, что это за музыка, и откуда у них появилась эта запись, но постоянно услаждали ею «пересiчних» посетителей. Нашей радости и изумлению не было предела. И мы решили, что это — хороший знак… на будущее!
Опубликовано в газете «Шофар» (Львов) № 8(191) за август 2007 г., Саша СОМИШ