«Литературное путешествие по штеттлам Галиции» (при поддержке МОО Центр «Джойнт»)
«Мир еврейских местечек – ничего не осталось от них.
Будто Веспасиан здесь прошёлся в пожаре и гуле.
Сальных шуток своих не отпустит беспутный резник,
И, хлеща по коням, не споёт на шоссе балагула»
Наум Коржавин
Наша жизнь невозможна без путешествий – кратких или длительных, по близким или далеким городам и странам. Любое путешествие – это всегда интересно, ведь знакомимся со страницами истории, посещаем памятные места, связанные с событиями или отдельными личностями. А потом с удовольствием рассматриваем фотографии, запечатлевшие интересные мгновения наших поездок или походов, делимся впечатлениями с родными и друзьями.
Поэтому для любознательных участников клубных и общинных программ был задуман интерактивный проект «Литературное путешествие по штеттлам Галиции».
Штетл или местечко – это поселение вблизи города с многочисленным еврейским населением, в котором господствовал определенный уклад: своеобразный быт, религиозная и национальная обособленность, многовековые традиции, уникальная идишистская культура. Но во время второй мировой войны весь этот уклад был разрушен «цивилизованными» варварами ХХ века – немецко-фашистскими захватчиками и их местными приспешниками. Было уничтожено около 5000 еврейских общин – сотни местечек вместе с их обитателями. А после войны и Катастрофы (Холокоста) еврейские местечки были «вычеркнуты» из истории советскими лжеучёными – словно они никогда не существовали на белом свете. Никаких упоминаний о тысячах евреев, расстрелянных в городах, местечках и селах Украины, о множестве штеттлов, полностью стёртых с лица земли, нельзя было найти сведений в солидных исторических монографиях советского периода.
Зато теперь, когда я уже 20 лет проработала в еврейской библиотеке, и начиталась документальных материалов, воспоминаний очевидцев, художественных произведений, насмотрелась фильмов о Холокосте, то поняла, насколько важно по крупицам собирать и сохранять все, что связано с трагическими страницами нашего прошлого. И просвещать, желательно младшее и среднее поколения, даже если темы вызывают ком в горле, слезы, боль и страх, а порой непонимание – как такое могло случиться в ХХ веке.
5 сентября в рамках названного проекта 25 путешественников (участники программ «Семейный клуб» и «Зрелость как благословение») совершили увлекательное путешествие в Жолкву, где до войны проживало до 5 тысяч евреев, а сегодня официально зарегистрирован только ОДИН.
Очень интересную экскурсию провели для нас в краеведческом музее (в замке). В том числе прозвучал рассказ о жизни еврейской общины и о роли в ней короля Яна III Собесского. А потом мы гуляли по городу с нашим бессменным гидом Ольгой Лидовской, которая подробно рассказала о синагоге 17 ст. – великолепном образце ренессансно – барочного искусства. На площади Вечевой обратила наше внимание на здания бывшей еврейской типографии Ури Файбуша га-Леви и венецианского посольства, а также дома, где хорошо просматриваются вырезанные в камне или дереве места для мезузы. Затем мы отправились на еврейское кладбище, где сохранились охель (часовня над могилой цадика Сендера Шорра), остатки барочной аркатуры кирпичного забора и 2 заросшие травой мацевы. В настоящее время на этом месте располагается городской рынок.
Кроме того, по дороге в Жолкву и назад, а также во время городской прогулки наша неутомимая экскурсовод рассказывала о знаменитостях, проживавших в Жовкве и Куликове – Богдане Ступке (лучшем исполнителе роли Тевье-молочника), Марьяне Гемаре (еврейском поэте, брате Генрика Хешелеса), а также – о женщине, которая спаслась вместе с семьей в подвале своего дома и написавшей об этом книгу «Война Клары» уже в эмиграции.
Главный вывод, которым хочется поделиться: при отсутствии евреев в Жолкве Хэсэд – Арье» своими частыми экскурсионными поездками, а также концертными выступлениями в синагоге ансамбля еврейской песни «Шейне Мейделах» создают в этом бывшем еврейском штеттле следы еврейского присутствия. Причем, с каждой поездкой мы обнаруживаем растущий интерес к еврейской теме со стороны сотрудников историко-архитектурного заповедника, которые с охотой слушают нашего экскурсовода О. Лидовскую, а если сами не могут сразу ответить на наши вопросы, то стараются находить ответы в Интернете. А у входа на городской рынок, где ранее находилось еврейское кладбище, нами была обнаружена недавно установленная мемориальная табличка об этом еврейском объекте. Единственное место, которое мы не посетили – это памятный знак на месте расстрела 3000 евреев Жолквы в период немецкой оккупации. Просто он располагался несколько далековато от центра, где мы гуляли, а ведь среди наших путешественников было двое 10-летних детей и несколько волонтёров «золотого возраста».
А ещё мы делали фото на память о поездке, и находясь в здании синагоги, не смогли сдержать душевного порыва и дружно запели шабатний пиют «Осе, шалом».
После возвращения во Львов участники поездки занялись подготовкой программы – отчёта о проделанном путешествии. И 16 сентября в Клубе Хэсэда активисты Семейного клуба «Шалом, Хаверим» представили интересную программу со слайдами. Рассказали о еврейских страницах в истории Жолквы, более подробно – о синагоге. Вспомнили и о знамеитых людях – историке и философе Нахмане Крохмале, авторе фундаментального литературного труда «Путеводитель растерянных нашего времени», и о поэте и переводчике Меире Леттерисе и прочитали его лирическое стихотворение «Дочь Иудеи». А волонтёр клуба Юрий Сторожинский поделился впечатлениями о недавно прочитанной книге Филиппа Сенда «Східно-Західна вулиця», в которой описана жизнь известного правоведа из Жолквы Гирша Лаутерпаха. Оказалось, что «східно – західна вулиця», описанная в книге – именно та Лембергерштрассе, а сегодня – Львовская, по ко орой мы и приехали в намеченный пункт нашего маршрута. Программа получилась очень «живая», потому что участники путешествия дополняли друг друга. Чувствовалось, что город – некогда королевская резиденция, а позднее – галицкий штеттл – покорил наших путешественников. Некоторые даже высказывали свое желание когда-нибудь увидеть синагогу отреставрированной. А завершила нашу встречу в клубе шабатняя молитва «Осе, Шалом!», прозвучавшая в исполнении волонтера и активиста Семейного клуба Алексея Красило.
Программа о еврейской Жолкве вызвала интерес у зрителей, и поэтому рассказ о еврейском штеттле был продолжен. На шаббате своими впечатлениями от поездки поделилась руководитель общинных и культурно-массовых программ Дина Евшина. А заведующая библиотекой Ольга Фадеева выступила с сообщением в Дневном центре.
Очень надеемся на продолжение наших литературных путешествий в ближайшее время. До новых встреч!